Волею судьбы поменялись местами
11:06
2 июля
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Не зря в народе говорят, что человек предполагает свое житие-бытие, а судьба зачастую располагает все по своему усмотрению. Вот и в моей жизни произошло нечто подобное.
Мой отец Орлов Василий Дмитриевич родился под Саратовом в 1909 году, у него еще были брат и две сестры. Здесь он окончил местную школу и курсы водителей в 1933 году. Тогда же был направлен по молодежной путевке на строительство Искровской плотины недалеко от Бузулука Оренбургской области. Жили новоиспеченные шоферы в селе Липовка, а на работу ездили в Искру. Там отец и познакомился с моей мамой, а потом сыграли свадьбу. В этом прекрасном селе родился я и мои братья с сестрами.
После окончания строительства плотины вместе с семьей остался жить в Липовке, где устроился водителем на полуторку в колхозе. Обслуживал бригады, ферму, иногда ездил за товарами для магазина в город. Отец был добрым человеком, когда случалось подвозить с городского базара людей, он уступал кабину женщинам, а сам осуществлял управление автомобилем с подножки, поскольку расстояние было небольшое.
В 1941 году его забрали на фронт, где он был водителем автомобиля ЗИС-5. В 1944 году попал в плен и был отправлен во Францию. Вспоминая об этом, отец рассказывал, что кормили пленных плохо, издевались над ними. Пришлось отрубить два пальца, чтобы попасть в лазарет. Так и выжил.
Вернулся он с войны в 1946 году и опять устроился в колхоз водителем. В семье родилось еще трое детей. Так и жили. Денег в колхозе не платили, из трудного финансового положения выходили за счет содержания своего подсобного хозяйства. Держали корову, овец, кур, гусей до ста штук и прочую живность. Осенью выращенную мясную продукцию возили на базар, а на вырученные деньги покупали на всю семью одежду и необходимые предметы быта. Дома мать варила в печке щи из гусятины – вкуснота неимоверная. Этим и питались.
Мама часто спрашивала отца, что может, у него остались родственники в Саратове, но он, как правило, отвечал: «Мать, какие родственники? Ведь была война».
Наступил 1954 год. Отец ездил в район за творогом и привез мешок сахара, который тогда отпускали по талонам. А это вдруг сразу целый мешок?!
Утром его вызывает судья. Он собрал с собой на всякий случай кое-какие вещи, взял сухарей и что-то из продуктов, простился с нами и уехал.
Из рассказа отца:
- Захожу я в кабинет судьи, а она спрашивает: "Вы где родились"?
- В Саратове, - отвечаю.
- Кого помните из своих родственников?
- Брата Сашку, сестер Дусю и Марусю, многих племянников.
- А кто с вами еще жил в бараке?
- Буров Николай, Иноземцев Василий.
- А маленькую девочку не знали?
- Раису знал, но ей было лет 10-12
- Дядя Вася, вот я и есть та самая Раиса.
И отец заплакал. Он все ожидал, но только не это. В Саратов пошли телеграммы. Многие родственники стали нашими частыми гостями каждое лето. Чаще других приезжал брат отца дядя Саша. У него был двухмесячный отпуск, а проводить лето в деревне для него была настоящая благодать.
Рыбалка, ягоды, бахча, а воздух - дыши, не надышишься. Как он говорил, «точно заново родился».
И вот однажды он говорит мне: «Как закончишь 10 классов, я тебя устрою в институт в Саратове», жить и питаться будешь у меня.
После окончания 11 классов в г. Бузулуке и оказался на «чужбине», то есть, почти на малой родине отца.
Брат Валера и друг его Славка уже учились в университете. За 1 месяц они хорошо подготовили меня для поступления в институт. Конкурс был - 3 человека на место. Но я набрал 19 баллов. Мне сказали, чтобы ехал домой, и если пройду по конкурсу, то пришлют телеграмму. Через 2 недели пришел вызов. Так я стал студентом Саратовского института механизации сельского хозяйства им. М.И. Калинина.
По иронии судьбы, мой отец в молодые годы уехал в Оренбургскую область и там завершил свой жизненный путь. А меня дороги судьбы привели на его родину, под Саратов, где я прошел свой трудовой путь.
В. ОРЛОВ, с. Воскресенское