Верить в своего ученика
9:12
3 июня
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Идет обычный урок, например, литература: мы ищем ответы на вопросы, рассуждаем, спорим, доказываем. И, казалось бы, найден ответ –но возникают сомнения, которые надо разрешить!В такие моменты всегда радость – увидеть внимательный, вдумчивый, взволнованный взгляд ученика – твоего единомышленника. И если складывается такое творческое содружество, то урок становится не просто увлекательным, он будет продолжаться изо дня в день. Мы поймём, что у нас много общего, что мы можем сделать много интересного, необходимого. Это - большая радость сотворчества!
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат», - это слова Василия Александровича Сухомлинского. Педагогические идеи этого педагога-новатора в свое время заставили взглянуть на подрастающее поколение с позиций гуманизма. Думаю, в наше время не получится решить многие проблемы воспитания только психологическими тестами, отчетами и «Планами работы по…».
Приходится согласиться с тем, что реальная заинтересованность современных учащихся в овладении русским языком и литературой все-таки остается на низком уровне. Как заинтересовать ребенка, окруженного виртуальным миром? Как воспитать в нем любовь к книгам? Как сформировать хороший вкус к «умным» фильмам? Это не праздные вопросы, потому что ежедневно мы работаем над ними и пытаемся «отвоевать» наших учеников у пустоты – духовной и образовательной.
Хочется напомнить, что театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Известные педагоги и методисты, например, В. Г. Маранцман, считали, что игра способна совместить обучение, закрепление метапредметных навыков.Театрализованные представления побуждают ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств, вызывают интерес, повышают работоспособность и творческую активность.
Всегда волнительно наблюдать за тем, как взрослеют ученики: чему научились, что могут самостоятельно сделать? И здесь я могу назвать несколько интересных и ярких работ моих учеников, выпускников разных лет, а память о них хранит моё сердце и школьный альбом с фотографиями: «Про Федота-стрельца…», «Эликсир любви», «Тень», новогодние праздники, «Прощальная гастроль», «О горе-злосчастье»… Незабываемые моменты!
Вместе с увлеченными учениками всегда интересно находиться в поиске - живешь как на вулкане и думаешь: что сегодня они придумают? На репетициях с чем-то согласятся, а с чем-то – поспорят. В прошлом году я выбрала сцену из комедии В. Розова «В поисках радости», и только благодаря артистическому азарту участников постановки все получилось хорошо! Главные герои: Привалов Егор, Полуцыган Маша и Лысенко Настя – показали своих ровесников из 60-х годов. Парадоксально, но они похожи и по-прежнему добрые, озорные, романтичные.
В этом году старшеклассники репетировали сатирический памфлет «Средство от вранья»: можно ли за деньги купить и продать всё? Вымышленные герои постановки – это бизнесмены, политики и бедные, но честные люди. Сатира, юмор и комические ситуации. А зритель получает удовольствие и имеет возможность сам сделать вывод! Загородников Даниил, Лукьянов Юра, Гарин Никита, Воеводина Даша и Полуцыган Мария отлично справились со своей задачей! Но самое главное – им, артистам, было интересно работать, их сердца стучали от волнения, их сознание получило хороший жизненный опыт.
Владеть словом – это большой труд, это – талант. Ведь умение читать и понимать прочитанное не приходит само собой: на это уходит время, здесь трудится душа ребенка. Что значит прочитать выразительно произведение (отрывок)? - Проникнуть в суть произведения, понять внутренний мир героев, объяснить прежде всего самому себе и потом «показать голосом» выразительные средства, определить место пауз, отработать устную речь, передав музыкальность, тональность, … Это очень важно для мыслящего ученика, иногда чисто интуитивно понимающего автора.
Наши талантливые чтецы, наши выпускники, старшеклассники, с которыми вместе мы так много «мучились», искали, сомневались, но все-таки добивались своего: Привалов Егор, Лысенко Анастасия, Аринина Ульяна, Полуцыган Мария, Недогорская Виктория! Они такие разные, у каждого свой взгляд на мир и свои требования к нему, к нам, взрослым. И если на уроке мы «скрестим шпаги», то получится хороший диалог.
А какие ученики подрастают им на смену? Разные и непростые, как и время, которое их воспитывает. Нам предстоит еще очень много работать, но уже кое-что получается, у кого-то складывается амплуа, кто-то в поиске. В сказочной инсценировке «Здравствуй, принцесса!» ученики 7 класса в этом году показали себя повзрослевшими: король и принцесса, фрейлины и разбойники, свинопас и маленькая разбойница. Пока это только игра, но уже заметны лидеры.
Конечно, дети должны жить в мире творчества. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - с таким убеждением В. А. Сухомлинского легче работать педагогу.
О. Захарова, учитель МОУ «СОШ с. Воскресенское»