Технические работники - сторонники прогресса
12:19
10 ноября
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Накануне профессионального праздника инженера-механика, который был узаконен в последние десятилетия на исходе октября, мы пообщались с инженерно-техническим работником бывшего совхоза «Воскресенский» Михаилом Евгеньевичем Караваевым (фото 1, слева), отдавшим этой востребованной службе в те далеки годы более трех десятков лет.
После окончания местной школы в середине 70-х, отслужив в армии, был принят на курсы трактористов-машинистов при ремонтной мастерской совхоза «Воскресенский», которые в зимний период вели инженерно-технические специалисты хозяйства. Получив по весне квалификацию тракториста, освоил практические навыки уже непосредственно в поле на гусеничном тракторе ДТ-54. А осенью после завершения сельхозработ по рекомендации руководства совхоза Михаил был направлен на учебу в Марксовский техникум механизации сельского хозяйства на отделение по специальности техник-механик.
Вернувшись через три года дипломированным специалистом, Михаил Караваев был принят в связи с производственной необходимостью сначала водителем в Райсельхозэнерго, а через год назначен заведующим ремонтной мастерской совхоза «Воскресенский», которая тогда базировалась на территории сегодняшнего Нового поселка.
В те годы конца 70-х инженерную службу хозяйства на ответственных участках возглавляли Кабацков И.Б. - главный инженер (фото 2), Цыпин Ф.В. (участник ВОВ) - инженер по сельхозмашинам (фото 1, справа), Кошелев В.Н. - зав. МТМ (фото 3), Дунин А.А. - инженер по охране труда – опытные специалисты своего дела, умело сочетавшие теоретические знания с практическим их применением в производственной деятельности.
Набравшись опыта в организационной работе под их наставничеством, к концу 80-х годов Михаил Евгеньевич уже сам возглавил инженерную службу совхоза.
В те времена общая численность работников хозяйства составляла более 400 человек, технический потенциал насчитывал 54 трактора, порядка 30 уборочных комбайнов и более 20 грузоперевозящих автомобилей, обслуживаемых профессиональными работниками.
Ремонтная база совхоза включала в себя огороженную территорию, где располагались машинный двор, здание мастерской, депо для «Кировцев», автогараж, складские помещения и столовая. Здесь был сосредоточен основной потенциал материальных и людских ресурсов технического обеспечения производственных подразделений хозяйства.
Сплоченный коллектив ремонтников
Михаил Евгеньевич воодушевленно перечислял действующие производственные цеха МТМ, с ностальгией вспоминая фамилии специалистов, добросовестно исполнявших свои трудовые обязанности, с кем на протяжении многих лет ему приходилось делать общее дело.
Одним из наиболее востребованных являлся слесарный цех, где трудились поистине мастера слесарного дела Потин Александр Иванович, Потин Иван Иванович, Дунин Николай Александрович. В токарном цехе на станках изделия вытачивали Аршинов Юрий Сергеевич, Кадетов Александр Федорович. В осенне-зимний период особую активность при ремонте сельхозинвентаря проявляли работники кузнечного цеха Водолагин И.Я., Алферов В.Я., Алферов А.В., Шушкин Ю.И., Кутузов С.Л.
Незаменимым мастером по ремонту аккумуляторных батарей и электрического оборудования технических средств на протяжении длительного периода являлся Алферов А.И. Также в мастерской работали цеха по регулировке топливной аппаратуры, ремонту двигателей, шиномонтажный, сварочный, где в разные годы трудились Белотелов В., Щепетков В., Чувашлев А., Шашкин В., Гусенко С.
В период становления района началось активное строительство объектов инфраструктуры в райцентре, связанное с интенсивной доставкой различных грузов. Из-за острой нехватки транспортных средств, дополнительная нагрузка легла на водителей грузовых автомобилей совхозного гаража. В связи с этим приходилось постоянно поддерживать повышенную готовность автопарка, которой занимались в разное время заведующие Титенок Иван Савельевич и Карасев Александр Федорович.
Большой объем ремонтных работ приходилось проводить механизаторам непосредственно на полевых станах отделений, их своевременной организацией занимались наладчики и механики по технике. На первом отделении этими делами занимались Калашников В.И., Ефимьев П.И., на втором – Красиков П.В., Кадетов Ф.В., Чумаков В.И.
В те годы в совхозе была сформирована тракторная «кировская» бригада, насчитывающая более 10 единиц техники, самая многочисленная в районе. Организацией поддержания ее технической готовности, обеспечением ремонтными узлами и агрегатами, запасными частями, долгое время занимался Хохлов Е.Н.
Особой популярностью в хозяйстве пользовалась бригада по трудоемким процессам, состоящая из опытных специалистов-наладчиков, имеющая в пользовании специальный автомобиль, укомплектованный необходимыми слесарными инструментами и оборудованием. На их плечах лежала огромная ответственность по поддержанию работоспособности всего животноводческого оборудования на ферме и в летних лагерях. Возглавлял передвижную бригаду Хлынов Е.А.
Работа всех вышеперечисленных технических подразделений ежедневно находилась под контролем главного инженера хозяйства. Первый раз на эту должность М.Е. Караваев был назначен в 1983 году в бытность совхоза, а завершил свой путь инженера с некоторыми интервалами в 2004 году уже в АОЗТ «Воскресенское».
Модернизация инженерной инфраструктуры
В связи с расширением площади под строительство жилья в райцентре, руководством вновь образованного района было принято решение о ликвидации старой мастерской и строительстве новой на территории животноводческой фермы первого отделения совхоза. Вскоре было возведено просторное типовое здание МТМ, оснащенное требуемыми цехами и укомплектованное ремонтным оборудованием, куда в полном составе перешел и коллектив ремонтников.
Производственная площадь мастерской позволяла вмещать гораздо больше техники для единовременного ремонта. Габариты здания и его оснащение давали возможность уже осуществлять в его стенах восстановление как тракторов К- 700, так и уборочных комбайнов.
Однако, по признанию нашего собеседника, все равно в старой мастерской чувствовалось больше комфорта и уюта. Возможно, потому, что в середине прошлого столетия она была построена с удобством для людей, и за многие десятилетия ее стены пропитались аурой доброжелательных человеческих отношений той поры? А может, это просто его предвзятое чувство, связанное с ностальгией по прошедшей в ее стенах молодости?
Как бы то ни было, а годы, отданные насыщенной работе по организации технической службы в одном из самых крупных хозяйств района, Михаил Евгеньевич считает в своей жизни значимыми и плодотворными. Ведь все же делалось для блага людей с верой в лучшее будущее.
А. ШАТКОВ