Родина – мать, умей ее защищать
11:56
2 декабря
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
С. Есенин
Любовь к родине – это высокое нравственное качество, которое должно быть свойственно каждому человеку, в том числе и нам – россиянам.
Президент России В.В. Путин подписал Указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», среди которых достоинство, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и другие.
С большим удовлетворением восприняло педагогическое сообщество появление вновь, а вернее сказать, возвращение со следующего года курса начальной военной подготовки (НВП) в образовательные учреждения, как это было в СССР. С таким предложением выступали и ветераны педагогического труда на одном из областных совещаний. Этот предмет будет обязательным. Об этом заявил министр образования РФ С.С. Кравцов.
Инициативу поддержали и депутаты Госдумы, и Министерства обороны и просвещения. Сейчас программный курс готовится, затем пройдет его апробация.
Обратимся к истории. НВП ввели в школах в 1967 году, а отменили в октябре 1990 года. 90-е годы для России были перестроечными, очень сложными. Однако, часть программного курса НВП была отведена на ОБЖ, часть на физкультуру, где школьники изучали ориентирование на местности, оказание первой помощи, проведение военно-полевых сборов.
В Основном законе - Конституции СССР была отведена отдельная глава «Защита социалистического Отечества». Статья 31 гласила: «Защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Долг Вооруженных Сил СССР перед народом – надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.
Статья 32. Государство обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы СССР всем необходимым».
В Воскресенской средней школе преподавателем НВП, т.е. военруком, был участник Великой Отечественной войны Грачев Сергей Егорович с искрометным чувством юмора, который оставил о себе добрую память, а также очень богатый опыт.
Ученики его просто боготворили несмотря на его строгость и требовательность.
В школе работал тир, где всегда было многолюдно. С большим удовольствием обучались меткой стрельбе не только мальчишки, но и девчонки.
Оборудована была, согласно требованиям, и оружейная комната, где хранились малокалиберные винтовки и выхолощенные автоматы, которые применялись при разборе и сборке.
Супруги Грачевы были инициаторами оформления в коридоре на 2 этаже комнаты Боевой и Трудовой Славы, которая потом была перенесена в 9 кабинет, где были оформлены участником Сталинградской битвы Семериковым Николаем Михайловичем стенды, отражающие боевой путь нашего земляка, Героя Советского Союза Читалина Михаила Ивановича, и хранились его личные вещи военного времени, а также его бюст. Сам он, как почетный гость, посещал школу, встречался с учениками.
В комнате Боевой и Трудовой Славы проводились экскурсии школьниками-экскурсоводами. Ученики активно с большим желанием участвовали в военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок», где отрабатывали полученные практические навыки по НВП. «Медсестры» шили санитарные сумки, спасали условно раненых, мальчишки изготавливали на уроках труда деревянные автоматы. После окончания школы часто «медсестры» делали свой профессиональный выбор по медицинскому профилю.
Школьниками совершались экскурсии по местам боевой славы.
Большое количество ребят после окончания школы поступало в военные училища, а остальные охотно проходили службу в армии.
Алексей Калинин один поехал в Алма-Ату поступать в пограничное военное училище. Приезжая на каникулы, он обязательно приходил в школу и встречался со школьниками.
В 1982 году после окончания индустриально-педагогического техникума в Воскресенскую среднюю школу прибыл Александр Николаевич Ватолин , который творчески продолжил все начинания Грачева С.Е.
На удивление педколлектива он также был с чувством юмора, ответственным и строгим. Очень многое молодой специалист перенял у своего наставника. Замена преподавателя НВП оказалась достойной.
Вообще, надо отметить, что в средних школах военруки были очень хорошими, опытными и творческими педагогами.
Когда отменили НВП и ввели ОБЖ, бывшие военруки сохранили в преподавании, согласно требованиям, элементы начальной военной подготовки.
Очень полюбились мальчишкам районные военно-полевые сборы, которые проводились на базе Воскресенской, Елшанской и Синодской средних школ. Вначале они были 5-дневными, затем 3-дневными. Ночевали в школах. С гордостью участники сборов надевали «военную форму» и отрабатывали навыки по стрельбе в с. Воскресенское за территорией кирпичного завода и на полигоне Вольского военного училища тыла, когда сборы проводились на базе Елшанской или Синодской школ.
С отменой НВП закрыли и оружейные комнаты.
С распадом Советского Союза многое изменилось, в том числе и нравственные ценности. Был принят новый Основной Закон. В Конституции РФ, принятой народным голосованием 12 декабря 1993 года, только в статье 59 указаны 3 небольших пункта о защите Отечества:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
2. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин РФ в случае, если его убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
90-е лихие годы негативно сказались на развитии гражданского общества. Распались все детские организации, что отразилось на воспитании подрастающего поколения и на служении Отечеству.
В нашем районе основным направлением было взято патриотическое воспитание. Время доказало, что районо приняло правильное решение. Этим руководствовались и преподаватели ОБЖ, от которых многое зависело в воспитании защитников Отечества.
Согласно призыву, юноши шли на службу в армию, предпочтение в профессиональном выборе отдавали военным училищам. Так из выпускников 2006 года одного класса 6 выбрали профессию военного, в том числе и старший сын А.Н. Ватолина.
Мне, как учителю истории и руководителю кружка «Юный патриот», много лет пришлось работать в сотрудничестве с учителем ОБЖ. С Александром Николаевичем Ватолиным легко и интересно было проводить внеклассные военно-патриотические мероприятия. Вечера «Как служил солдат», «Родина – мать, умей ее защищать», «Отечества достойные сыны», «Поля русской боевой славы», «Непокоренный Ленинград» и другие получили высокую оценку.
Большую помощь в их проведении оказывали преподаватели: Е.Б. Потехина в музыкальном оформлении, Л.В. Матвеева в мультимедийной презентации. Именно с Александром Николаевичем мы пришли к мысли о смене почетного караула под бой курантов.
Была налажена тесная связь с ветеранами войны, тружениками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.
Отдельным военно-историческим датам, таким как полное снятие блокады Ленинграда 27 января и 2 сентября в день окончания II мировой войны и капитуляции Японии посвящались трудовые десанты у памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и на территории вокруг стелы на мемориальном комплексе.
По их окончании мы со школьниками шли с гвоздиками поздравлять участников этих событий. Учителя физкультуры и ОБЖ вели подготовку к смотру строя и песни.
Александр Николаевич - обязательный и надежный человек, высокопрофессиональный преподаватель. Руководил также общешкольным мероприятием по противопожарной безопасности. При пожарной части был создан кружок «Юный пожарный», члены которого активно участвовали в нем, причем в форме пожарных.
Учителя ОБЖ А.Н. Ватолин и физкультуры В.А. Егоров ответственно подошли к выполнению программного курса НВП.
Сколько лет подряд в День Победы мы с гордостью смотрим на почетный караул около памятника и на территории мемориального комплекса. Александр Николаевич тренировал участников караула соблюдать все предъявляемые к этому требования. Он завоевал авторитет среди школьников и коллег.
Конечно, очень жаль, что он ушел на заслуженный отдых. Но, я думаю, что он будет замечательным наставником тому, кто придет ему на смену. Такие педагоги, как он, являются гордостью района.
Он усвоил высказанную известным историком В. Ключевским простую истину, «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». Всегда умел создать в коллективе хорошую, веселую атмосферу.
Александр Николаевич был замечательным мужем. Уход из жизни жены был для него большим ударом. Он заботливый отец двоих сыновей и добрый дедушка.
Очень хорошо, что в нашем районе возобновилась военно-спортивная игра «Зарница».
Большой поддержкой в начальной военной подготовке были районные турслеты, участники которых развивали навыки в спортивном ориентировании, в вязании узлов, в преодолении различных препятствий, в стрельбе и другие.
Должное нужно отдать ветерану педагогического труда, преподавателю физкультуры Букатовской школы, организатору турслетов Николаю Федоровичу Зотову.
Ранее турслеты проводились на территории с. Синодское под руководством учителя физкультуры Яковлева Алексея Васильевича. Подготовку к ним вели учителя физкультуры совместно с учителями географии.
Напомню слова великого педагога Сухомлинского В.А.: «…Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы с первых шагов сознательной жизни перед человеком был открыт большой мир общественной жизни, мир Отечества, мир борьбы за его независимость, честь, славу, могущество».
Поэтому вполне закономерно, что общество положительно восприняло возвращение в образовательные организации воспитания и НВП.
Необходимость в этом доказали время и события, происходящие на Украине и на территориях ЛНР, ДНР, в Запорожской и Херсонской областях.
Защищать вновь вошедшие в состав РФ территории изъявили многие добровольцы. Ответ на вопрос «почему?» у них один: «Если не мы, то кто же», «это наш долг» и др. Сын в числе мобилизованных, отец – доброволец. И наоборот. Не учли Зеленский и все, кто его поддерживает, главную линию россиян, для которых Родина – как мать. Она позвала, и представители всех народов, населяющих Россию, пошли ее защищать. Рискуя своей жизнью, они спасают жизни других и наше будущее.
Л.А. МУШНИКОВА,
представитель общественности, ветеран педагогического труда