От урока – к вдохновению открытий

14:02 6 мая
217
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Учиться должно быть интересно - только тогда учение может быть успешным. Эта истина не вызывает сомнения. Но как заинтересовать ребенка? Как организовать учебный процесс, чтобы воспитание и обучение были максимально плодотворными? Для педагога это самый главный вопрос. Если говорить об отдельных предметах, то, несомненно, учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. От урока к уроку учитель формирует необходимые навыки и умения, а в период предметной недели ставит перед собой цель расширить страницы учебника, дать ученику возможность проявить свободу творчества или подсказать ему, как найти тропинку к неизведанному. В этом году в МОУ «СОШ с. Воскресенское» предметная неделя была связана с именем Константина Михайловича Симонова - публициста, поэта, прозаика, сценариста, режиссера. Жизнь этого поэта – яркий пример патриотизма, солдатского братства, служения правде, верности идеалам. Ученики 5-х классов под руководством Басаргиной А. Н. на уроках познакомились с героями легендарного стихотворения «Сын артиллериста». Шестиклассники вместе с учителем Захаровой О. В. сравнивали героев из произведений В. Катаева «Сын полка» и стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…», обсуждали тему «Дети и война», а потом работали над стихотворением «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Потребовались знания о значении незнакомых слов, изучение фактов истории, обдумывание проблемных вопросов. Ученики 5-6-7 классов рисовали рисунки, составляли кроссворды, готовились к конкурсу выразительного чтения стихов. В 7-х классах прошел «Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны». На уроке, посвященном стихам и песням того времени, учитель И. В. Ермак подготовила беседу о поэтах Великой Отечественной войны, а семиклассники, перечитывая известные стихи, вновь вспоминали суровое время, говорили о мужестве, верности, силе духа защитников Родины. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» хорошо известна многим читателям, а вот восьмиклассники впервые познакомились с ней и с художественным фильмом. Рассказы учеников о старшине Васкове, о девушках-зенитчицах, остановивших фашистских диверсантов, были искренними и взволнованными. Главное – повесть и фильм очень понравились и запомнились. Стоит назвать самых активных и заинтересованных читателей: Полуцыган Софья, Куприянов Антон, Обручева Кира, Узбякова Диана, Кавругина Мария, Кумарина Диана, Елфимов Егор. В новом ключе прошла беседа о просмотренном документальном фильме «Солдатские мемуары»: кинокадры стали ожившим свидетельством, дали возможность ученикам почувствовать близость к родной истории. В 9-х классах (учитель Шаткова Е. И.) учащиеся читали известные стихи К. М. Симонова, которые учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы, страх смерти, голод, разруху: «Жди меня», «Неправда, друг не умирает», «Если дорог тебе дом» (стоит отметить проникновенное чтение Бондаревой Милены, Еремеевой Юли, Зимина Кирилла, Некрасовой Ани, Гягяевой Кристины, Антонова Даниила, Запольской Полины, музыкальное исполнение Никитиной Маши). Очень помогали на уроке содержательные и эстетически оформленные презентации, которые подготовил Привалов Артем. Девятиклассники также познакомились с рассказом Симонова «Свеча», в котором речь идет о событиях 1944 года в Белграде (Сербии). Подростки имели возможность представить то время: как защищали города в Европе наши солдаты, как неизвестная женщина под пулями хоронила погибшего русского солдата и следила за тем, чтобы не гасла свеча на его могиле. Выпускники этого года работали над проектом «Константин Симонов. Без срока давности» (учитель Захарова О. В.) В центре внимания было знакомство с военной публицистикой (очерки и рассказы, написанные во время войны), с прозой (рассказы и трилогия «Живые и мертвые»), с документальными фильмами («Если дорог тебе твой дом», «Солдатская слава» - 5 фильмов) и с художественным фильмом «Живые и мертвые» (история создания, особенности фильма). Материал был очень объёмным, рассчитанным на 4 урока, а самостоятельная подготовка проходила в группах. Что порадовало? Современные девушки и юноши чувствуют то время, с тревогой и болью рассказывают о боях под Могилевом, на Буйническом поле, на подступах к Москве. Они читали страницы дневника «Разные дни войны» и делились своими мыслями и выводами, задавали вопросы. Они смотрели документальные фильмы и слушали интервью Г. К. Жукова, видели многих политических деятелей, а главное – услышали рассказ Симонова о защитниках Москвы, об ополченцах, о гвардейских военных формированиях. Увидели героев той войны – артиллеристов, разведчиков, связистов, саперов, пехотинцев – и услышали их рассказы. Не просто услышали, но и передали в своих пересказах очень точную обстановку. Легендарный фильм «Живые и мертвые» никто не смотрел раньше, поэтому подробный разговор о нем был очень полезен. Надо сказать, что в такой серьезной и большой работе невозможно выделить кого-либо. Весь класс работал как настоящая команда. График предметной недели был очень насыщенным: в него входил конкурс выразительного чтения стихов, конкурс творческих работ, а в конце третьей четверти – школьный этап научно-практической конференции «Мир глазами детей». Дети порадовали своей активностью и серьезным отношением к работе. В школе есть талантливые чтецы, по итогам конкурса среди 5-7 классов места распределились так: 1 место – Волосюк Д., Сергиенко П., 2 место – Ломовцев Е., 3 место – Шлычков А.; среди 9-11: 1 место - Некрасова А., Полуцыган М., Аринина У., 2 место – Привалов А., 3 место – Казаков Д. Жюри отметило самые удачные работы юных художников: 1 место – Узбякова Д., Доронин С., 2 место – Квитка М., Бугоркова Н. Наши дети пробуют себя в исследовательских работах, на конференции были отмечены работы в секции «Тайна слова»: Аринина У. (1 место), Полуцыган С. (2 место) и Сергиенко П. (2 место). Мероприятия предметной недели позволили создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку их интеллектуальному развитию. Главное – не забывать эти добрые традиции, стремиться знать больше и радовать себя вдохновением открытий. О. Захарова, руководитель ШМО, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ с. Воскресенское"