Меняются времена, но остаются люди, преданные своему делу

8:17 26 февраля
92
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В 1987 году Коржова Альбина Александровна перешла на работу в школу-интернат, став его директором, а руководство районо она доверила молодому и перспективному учителю истории Юрию Шагеновичу Григорьяну, который уже имел опыт руководящей работы, возглавляя вначале Студеновскую 8-летнюю школу, а затем Синодскую среднюю школу. Юрий Шагенович продолжил прежние направления работы. Особенно важным из них было обеспечение учреждений образования педагогическими кадрами. Поэтому большое внимание уделялось профориентации старшеклассников на педагогические профессии. До сих пор в учреждениях образования работают многие бывшие выпускники школ, составляя основу педколлективов. Отвечала за эту работу зав. методкабинетом М.Ф. Бредихина. Значимым направлением в работе было поощрение педработников. Вопрос о награждениях решался вначале в самом учреждении образования, а потом уже районной комиссией в составе Л.И. Михеевой, которая была назначена заместителем начальника районо, М.Ф. Бредихиной – зав. методкабинетом, и председателя райкома профсоюза работников народного образования и науки, который возглавляли Т.В. Слепова, а затем Л.А. Мушникова, которая перешла в 1989 году на работу в районо в качестве методиста по воспитательной работе. Серьезный систематический и справедливый подход к решению этого вопроса был важным стимулом в работе педработников и педколлективов. Но движение времени неумолимо, поэтому изменения, происходящие в обществе, коснулись и образования. В 1991 году прекратил свою деятельность райком партии, и районо переселился в это освободившееся здание. С марта 1992 года в результате административной реформы вместо райисполкома стала администрация Воскресенского района, и все отделы стали отделами администрации. Прекратили деятельность комсомольские и пионерские организации. Как показало время, районный отдел образования сделал правильный выбор, определив основным направлением в воспитательной работе подрастающего поколения патриотическое воспитание. Большую роль в патриотическом воспитании играли встречи с участниками Великой Отечественной войны и шефство над ними. В Синодской средней школе участниками Великой Отечественной войны А.А. Осиповым и П.Ф. Адусенко был оформлен музей Героя Советского Союза В.Г. Клочкова. В 90-е годы внедрялось новое направление – демократизация учебно-воспитательного процесса, однако районный отдел образования опирался и на опыт прежних направлений и наработок. Просто невозможно было все рушить сразу. Было рациональное зерно и в новом направлении, давалась свобода педколлективам. Например, в Ново-Алексеевской средней школе разрабатывались такие замечательные художественные сценарии проведения торжественных линеек по поводу начала и окончания учебного года, которые приводили всех присутствующих гостей восторг. Этот опыт стал распространяться в школах района. Директор школы Наталья Ильинична Бесчетнова была очень инициативным человеком с богатым воображением. Как учитель истории она вместе с коллективом оформила этнографический краеведческий мини-музей. Проводимые в школе внеклассные мероприятия покоряли присутствующих своими разнообразными и очень интересными формами. Наталья Ильинична награждена значком "Отличник народного просвещения". В школах стала внедряться коммунарская методика. Экспериментальной площадкой была определена Чардымская школа, так как преподаватель физкультуры О.Ю. Яковенко выполняла ранее обязанности пионервожатой. Вместе с методистом районо по воспитательной работе, которая прошла курсы в институте усовершенствования учителей, она участвовала в семинарах в г. Энгельсе и Саратове. Л.А. Мушникова курировала эту школу. Директор школы Т. Г. Редкова, награжденная знаком "Отличник народного просвещения", была активным творческим руководителем, подстать ей была и организатор по внекласссной работе Н.Р. Лузгина, поэтому принятая педколлективом методика объединяла учеников, учителей и родителей в один большой сплоченный коллектив, другими словами, в единую дружную команду. Планирование работы, как предлагает эта методика, проводилось выездом учеников школы на живописные волжские острова. Коммунарская методика принесла очень положительные результаты Чардымской школе. Поддержку оказывали председатель колхоза А.А. Пчелинцев и глава окружной администрации Ф. Ф. Аришин. Учитель С. Сарычев создал мини-театр, готовил с детьми замечательные постановки, которые показывались в сельском клубе. Новое веяние времени в век научно-технического прогресса требовало перемен и в школах. Начался этап компьютеризации. В районо был принят специалист – вначале преподаватель Ново-Алексеевской школы, затем А. Сафонов и Д. Привалов. В школах был введен предмет «информатика», постепенно приобретались и оформлялись компьютерные классы. Большой вклад в обучении преподавателей компьютерной грамотности внесла Л.В. Матвеева, учитель Воскресенской средней школы, которая была награждена нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ", а позже стала победителем конкурса лучших учителей Саратовской области. В районо сложилась экономическая служба в лице главного экономиста В.А. Волочек и ее помощницы Т.Н. Шатковой. В бухгалтерии работали главный бухгалтер Т.Л. Шорина, Л.В. Пронина, потом пришла Т.Н. Корчагина. ХЭГ возглавил В.Н. Зубашенко. Некоторое время здесь работали П.В. Жирнов и Г.В. Федорова, Т.Г. Гайворонская – методист по библиотечному фонду. Кассира В.И. Жданову заменили поочередно Н.В. Александрова и Т.Н. Парфенова. Долгое время секретарем-делопроизводителем работала О.В. Курочкина. Переменам в системе образования был посвящен смотр агитбригад, где хороший пример показала агитбригада «Свежий ветер перемен», подготовленная специалистами районо. Конечно, были трудные времена, когда педагоги и технический персонал подолгу не получали заработную плату. Начальник районо Ю.Ш. Григорьян и председатель райкома профсоюза работников народного образования в моем лице посещали учреждения образования, проводили в коллективах встречи и «круглые столы» с приглашением представителей районной власти, чтобы ответить на волнующие вопросы, и искали способы их решения. Ю.Ш. Григорьян был грамотным, тактичным и понимающим руководителем, старался вникать в сложившиеся проблемы, особенно финансовые, когда у кого-то случалась беда со здоровьем или возникала другая проблема. Это был творческий руководитель нового демократического стиля. Он доверял специалистам планировать свою работу и, если была необходимость, вносил свои коррективы и предложения. Я, проработав в районо всего пять лет, отчетливо поняла, что коллектив умел трудиться на совесть, ответственно выполнять свои должностные обязанности, в коллективе царили взаимопонимание и поддержка. Работа в этом коллективе вдохнула в меня свежие силы, возвратила вдохновение, и я возвратилась в школу на свою преподавательскую работу. Это мое призвание. На мое место в районо пришла С.А. Марьина, которая впоследствии стала инспектором по опеке и попечительству отдела образования. Была награждена нагрудным знаком "Почетный работник общего образования". Другие школы брали свои направления. Но по-прежнему проводились районные туристические слеты, начало которым было положено при Альбине Александровне. Ответственным за их проведение был А.В. Яковлев, учитель физкультуры Синодской средней школы. Соревновались юные туристы на одном из берегов реки Терешка. В сентябре 1989 года впервые в областном турслете приняла участие команда педагогов. Были успехи и промахи, масса впечатлений, а самое главное, участники слета пришли к выводу о необходимости приобретения туристического и спортивного оборудования и всерьез заниматься этим направлением. За туризм в районо отвечала Н. Ю. Бойко. Постепенно приобретались палатки и другое туристическое оборудование. Затем районные турслеты проводились под руководством преподавателя физкультуры Букатовской средней школы Н.Ф. Зотова также в окрестностях реки Терешка, только на возвышенной территории и при хорошем открытом просмотре всех видов соревнований по технике пешеходного туризма. Николай Федорович ежегодно усложнял и вводил новые виды соревнований. Особенно упорно участники учились вязать узлы. Юными туристами овладевал такой азарт в ходе соревнований, что было очень здорово. Если раньше 19 мая проводился праздник, посвященный Дню пионерии, то потом также устраивали праздники для детей средних классов на лоне природы, только названия у них были другими. Хорошей традицией стало проведение районных краеведческих слетов и правовых олимпиад. Педколлективы творчески подходили к их подготовке. В районе ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности, в ходе которых участникам прививалась сценическая культура. При Юрии Шагеновиче были построены Воскресенская и Елшанская средние школы, Усовская восьмилетняя школа, была достроена Славянская средняя школа. Активно велась работа по газификации начальных школ, Синодской, Чардымской школ и др. Пополнялась учебно-материальная база учреждений образования. Районо постепенно обеспечивался транспортом: автобусом «Кубань» (водитель С.В. Курочкин, УАЗиком (водитель О.В. Щепетков), автомобилем «Жигули» (водитель А. Щепетков). Появилась возможность чаще бывать в учреждениях образования, подвозить педагогов на методические объединения и другие районные мероприятия, посещать областные мероприятия. От начала и до ухода на заслуженный отдых в районо ответственно трудились Л.И. Михеева – Отличник народного просвещения, М.Ф. Бредихина - Отличник народного просвещения, а также награжденная медалью педобщества "За педагогическое мастерство". Они внесли большой вклад в развитие образования в Воскресенском районе. Их четкость в работе и требовательность обеспечивали успех в прохождении учебных программ, проведении "открытых уроков" и конкурсов, в частности, конкурса "Учитель года". В.В. Орлова выполняла обязанности методиста по начальным классам и методиста библиотечного фонда. Она была очень исполнительной, аккуратной и обязательной. Перевелась библиотекарем в Воскресеснкую среднюю школу. За свой безупречный труд награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ. Главный бухгалтер Т.Л. Шорина и ее помощница Л.В. Пронина, награжденные Почетными грамотами Министерства образования РФ, завершили свой трудовой путь в отделе образования. Менялись названия должностей, но оставались люди, работающие на благо развития образования района. Юрий Шагенович по праву был награжден знаком «Отличник народного просвещения», а затем ему было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Под его руководством районо успешно работало 13 лет. Но жители оказали ему доверие, и он был избран депутатом районного Собрания, стал его секретарем. Недавно Юрий Шагенович отметил свой юбилей. Ветераны педагогического труда присоединяются ко всем поздравлениям. Желаем ему здоровья, удачи и успеха, благополучия и бодрости духа, которая помогает жить. Ветеран педагогического труда Л.А. МУШНИКОВА Заранее прошу прощения, если что-то или кого-то пропустила или допустила неточности, так как прошло уже много времени.