Елшанка помнит, любит и действует

14:00 26 июля
150
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
«Чем быстрее пройдет процесс осознания обществом того, что реально сейчас происходит, чем больше сердец загорится состраданием, участием, желанием помогать, тем быстрее наступит мир,— говорит иерей Кирилл Суглобов, настоятель храма новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района,— потому что всякая беда, всякое испытание посылается народу Богом не просто так, а для какой-то необходимой перезагрузки».

 Мы беседуем с отцом Кириллом, его прихожанами и соратниками в трапезной храма. К словам, которые произнес отец Кирилл, я еще вернусь, а сначала расскажу о селе, храме и приходе.

 Дело в том, что Елшанка — место особое, притягивающее. И это не только мое ощущение, поверьте: многие, побывав здесь однажды, приезжают потом еще и еще. В приходе местной церкви — и коренные елшанцы, и дачники, и саратовцы — благо, город всего в сорока километрах, а община, собравшаяся вокруг отца Кирилла, очень быстро становится родной и не отпускает.

 А в XIX веке Елшанку знали богомольцы по всей Саратовской и прилегающим губерниям — вплоть до Москвы. Здесь, в Михаило-Архангельской церкви, хранилась чтимая икона святой мученицы Параскевы Пятницы, чудесным образом обретенная местными жителями в водах ключа, что в двух верстах от Елшанки. Документально подтвержденных сведений об этом событии, к сожалению, нет, как нет и точной даты; предание говорит, что икону нашли в десятую пятницу по Пасхе. Именно в этот день из года в год Елшанка принимала десятки тысяч паломников. Старая, 1754 года постройки, бревенчатая церковь не выдерживала такого наплыва; к тому же (об этом сообщают «Саратовские епархиальные ведомости» за ноябрь 1900 года), храм смотрелся убого на фоне зажиточного торгового и ремесленного села. Исходя из этого благочестивые елшанцы решили возвести новый каменный храм, достойный пребывавшей в нем святыни. Одним из жертвователей стал купец Иван Мусатов — в принадлежавшем ему особнячке расположен сегодняшний елшанский храм.

 Новая Михаило-Архангельская церковь была освящена в ноябре 1900 года. Позже были освящены два придела: во имя преподобной Марии Египетской и святой великомученицы Параскевы Пятницы; в последнем, надо полагать, и пребывала чудотворная икона. В 30-х годах новое, огромное кирпичное здание не поленились разобрать — скорее всего, срочно понадобился кирпич.
Мы выходим из храма крестным ходом, с хоругвями и иконами, во главе с отцом Кириллом, переходим дорогу и оказываемся на месте, где стояла ныне разрушенная церковь. С молитвой обходим этот храм по кругу, как принято обходить храмы в пасхальное время, и батюшка щедро кропит нас освященной водой. И так ясно становится, что храм не уничтожен, что он так здесь и стоит, только — незримо…
— Это ангел стоит, — скажет нам чуть позже отец Кирилл. — На месте каждого уничтоженного храма ангел стоит до конца времен — ждет и надеется, что восстановят люди святыню.

 А где же чудотворная икона? Она исчезла. Говорят, что ее сожгли вместе с остальными иконами. Или спустили по Волге — есть и такая версия. Небольшой образ святой Параскевы в нынешнем храме напоминает о ней.
А вот источник, на котором святыня была обретена, — мощный, полноводный, по-прежнему почитаемый верующими и популярный среди ценителей вкусной, чистейшей воды. Здесь всегда народ, и даже зимой находятся желающие окунуться в благодатную купель. Я и летом ни разу не решилась (температура воды +5 градусов), но глотаю эту влагу — и всякий раз будто само небо пью… И сразу что-то изменяется внутри, сил прибывает.
Святой источник — предмет особой заботы елшанского прихода и молодого настоятеля. Отец Кирилл перечисляет сделанное за последние два года: реставрация бревенчатой часовни, ее утепление, обработка дерева специальным составом — от разрушения, строительство свечной лавки, ремонт лестницы, ведущей к воде, постоянная очистка русла от валежника и водорослей.
Каждый год, в десятую пятницу по Пасхе, к источнику святой Параскевы (он же, в народе, Белый ключ) отправляется многолюдный крестный ход; эта традиция XIX века возобновлена в начале века двадцать первого. В текущем году десятая пятница совпадает с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и приход готовится к двойному торжеству.
Елшанка умеет помнить утраченное и беречь то, что уцелело. Православный приход, действительно, стал сердцем села и не дает ему ни историю свою забыть, ни в житейских бедах отчаяться. Но сейчас у всех нас есть одна огромная тревога и боль — наши воины, участвующие в СВО. В елшанском храме за каждой Литургией поминают и живых — тех, кто сейчас воюет, — и убиенных. Списки большие, поэтому их раздают прихожанам — каждому по три-четыре листа. Сначала читаешь и молишься: «Господи, сохрани!» — и это надежда. Потом читаешь — и понимаешь, что вот здесь надежды в земном ее измерении уже нет, что эти люди, совсем молодые, ушли… Но не в небытие, а в вечность, и мы, помня, что они до конца исполнили свой воинский долг, молимся об их упокоении.

 Но православная Елшанка не только молится о воинах, помня слова апостола, что вера без дел мертва… человек оправдывается делами, а не верою только (Иак. 2, 20, 24), она постоянно и весьма ощутимо им помогает. Вот мы и вернулись к словам отца Кирилла — к тому, с чего начали.
Настоятель елшанского храма и его помощники создали в телеграмм-канале группу «Крепкий тыл»: там размещаются списки того, что необходимо конкретным воинским подразделениям и военным госпиталям. Это продукты, медикаменты, перевязочные материалы, посуда для госпитальных поваров, белье, инструменты, сетка-рабица и т.д. Прилагаются адреса Интернет-магазинов, в которых все это можно купить, указав пункт выдачи в Елшанке. К группе присоединились сотни участников со всей России. Большинство из них — люди среднего достатка, но есть и более обеспеченные. Благодаря последним из Елшанки отправлено уже пять автомобилей, два мотоцикла, иные технические средства, необходимые для сохранения жизни наших бойцов. Совершено 11 поездок в зону СВО.
А сейчас мы познакомимся с теми, кто регулярно ездит «за ленточку», кто доставляет всю эту помощь в зону боевых действий. Это группа «За наших», созданная жителями поселка Сенной в соседнем с Воскресенским Вольском районе. В елшанском храме эти жители Сенного — всегда желанные гости.
Супруги Абрамовы, Виталий (водитель такси) и Наталья (повар),— люди, в жизни которых есть очень серьезная проблема — тяжелая болезнь дочери. И им, казалось бы, ни до чего уже должно быть, ни до кого. Но те ребята, которые сейчас воюют, похоже, тоже дети Виталия и Натальи. Поэтому супруги возят «гуманитарку» прямо в окопы и блиндажи.
— У нас не сразу все получилось, не сразу удалось правильно все организовать, ребята нас не знали… Но теперь телефоны просто разрываются от звонков и сообщений, и подопечных у нас все больше с каждым днем,— говорят они.
Прошу Наталью рассказать о поездках «за ленточку»:
— Первый раз мы доставляли помощь ребятам, которые участвовали в боевых действиях на запорожском направлении. Поехали втроем: мы с Виталием и наш товарищ Марат. Я вернулась оттуда в шоке и в депрессии. Муж даже сказал: все, больше тебя туда не возьму. Мы ехали по Мариуполю, и я говорила супругу: «Ты представляешь, сколько семей жило вот в этом доме? Люди рождались, росли, старели, это была жизнь — и вот в одночасье эта жизнь рухнула».
— А за себя Вам не было страшно?
— Нет, когда рядом наши бойцы, то уже не страшно.
— Рядом стреляют, "арта" грохочет, а они на стол накрывают — покормить нас скорее, чаем напоить,— включается Виталий.— Мы там ночь переночевали — и домой…
Наталья не могла ездить в зону СВО целый год после первой поездки — занималась сборами, а туда с собранным грузом провожала мужчин. Но потом все внутри как-то уложилось, и она опять стала ездить к бойцам. На момент нашего разговора они с мужем планировали поездку в Луганск.
— Что сейчас востребовано, главным образом?
— Технические средства: радиостанции, квадрокоптеры и тому подобное. Они спасают жизни наших ребят. Без отца Кирилла и группы «Крепкий тыл» мы бы никогда не смогли все это купить.
— Заявок на гуманитарную помощь у нас очень много, мы с трудом их закрываем, работа не прекращается ни на день,— дополняет Юлия Владимировна, мама и ближайшая помощница настоятеля елшанского храма.— У нас был такой момент: Наталья передала нам заявку от десантников наших, там было сорок два пункта. Нам казалось, что мы никогда такую заявку не сможем закрыть. Я батюшку спросила: что нам делать? Он посмотрел на эту заявку и сказал: «Раз ребята просят, значит, мы должны сделать, Господь поможет». И Господь помог — мы ее закрыли. Мы благодарны всем, кто нам помогает, но особенно хочется сказать о Сергее из Подмосковья и его сыне Георгии — они не только закрывают самые сложные позиции из заявок бойцов, но и сами ездят «за ленточку» от имени нашей группы.

 Где Подмосковье — и где Елшанка: вот так и возникают живые связи, столь важные сейчас для всех нас.
— Первый помощник наших волонтеров — это Господь Бог,— говорит отец Кирилл.— Не раз было такое: нам заказывают что-то совершенно для нас нереальное. Но каким-то удивительным образом нам в руки попадает именно то, что нужно. Последний случай: ребята написали, что срочно нужна мощная радиостанция. И я даже не успел об этой заявке узнать, как прочитал у себя в мессенджере: «Батюшка, у меня есть японская радиостанция хорошая, могу пожертвовать»… Понимаете, для того, чтобы помочь, не нужно обладать какими-то великими возможностями. Какие у нас возможности? Мы обычный сельский приход, с миру по нитке собираем, чтобы за свет, газ и воду заплатить. Однако мы смогли за последние полгода отправить десять машин с «гуманитаркой».
Невольно вспоминаешь слова, услышанные в свое время апостолом Павлом от Самого Господа: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).

 В последнюю поездку в Луганск отец Кирилл впервые отправил своих родителей — просто потому, что в одну машину все не уместилось, нужна была еще одна — и, соответственно, еще один водитель. Юлия Владимировна рассказывает о своих впечатлениях:
— Как только оказываешься «за ленточкой», сразу совершенно другое самоощущение. Кажется, даже воздух стал другим. Ты просто понимаешь, что сейчас с тобой может случиться все что угодно. В этой поездке мы впервые увиделись с теми, кому уже долго помогали. Это совсем другие люди, не такие, как мы здесь, это совершенно другие мужчины. И они сами говорят: мы уже не понимаем тех, кто там, в тылу, нам будет трудно жить с ними…
Слушаю и думаю: да, общество ощутимо расслаивается, делясь на тех, кто понимает, что в стороне оставаться нельзя, что наших людей нужно поддерживать — и тех, кто хочет лишь одного — чтобы его не трогали и не мешали ему жить «в кайф». Закончится спецоперация — и люди совсем перестанут понимать друг друга… Что может помочь преодолеть этот разрыв? Только солидарность, сочувствие и содействие. Все мои собеседники говорят о том человеческом тепле, о той глубокой и трогательной благодарности, которой отвечают воины на заботу о них:
— Всю весну они каждый день присылали нашим волонтерам-женщинам фотографии расцветавших там цветов: вот гусиный лук, вот подснежник, а вот ландыши уже пошли,— рассказывает отец Кирилл.

 Православная Елшанка помогает не только нашим солдатам, но и украинцам, находящимся сейчас у нас в плену.
— К нам приезжал офицер с позывным «Волга». Его обязанность — прием пленных и работа с ними. У него нет никакой к ним злобы, наоборот — сострадание, понимание их ситуации. Многим из них нужны одежда, медикаменты. И мы помогаем, закрываем заявки от «Волги».
Суглобовы в Елшанке уже пять лет. У отца Кирилла и его супруги Екатерины трое детей — старшей, Саше, недавно исполнилось семь. Матушка Екатерина — регент и создала очень хороший хор, в нем поет молодежь — и местные жители, и саратовцы. Хор храма в Елшанке — дипломант епархиального фестиваля приходских хоров. Иные говорят: только для того, чтобы послушать этих ребят и девушек, стоит приехать в Елшанку.
Но храм в Елшанке у отца Кирилла не единственный. Он несет послушание настоятеля еще в четырех сельских храмах, восстанавливает старинный Покровский храм в селе Подгорное…

 Мне очень хочется задать каждому из моих елшанских собеседников, начиная с отца Кирилла, один и тот же вопрос: как вас на все хватает? Но нет, пожалуй, не стану я об этом спрашивать — пусть ответ останется у каждого внутри, в сердце. Ведь только сердце в совершенной своей тишине с абсолютной достоверностью может ответить: хватает потому, что я верую и люблю.

 Если у вас есть стремление поддержать сельские приходские общины, вверенные отцу Кириллу, содействовать обустройству святого источника, напишите об этом сообщение в «Ватсап» или «Телеграме» по номеру его телефона: 8–937–226–85–95.

Пожертвование вы можете перечислить на расчетный счет храма с. Елшанка на этой странице: https://elshankahram.ru/help

 Страница иерея Кирилла Суглобова в социальной сети

«ВКонтакте» — https://vk.com/iereu_kiril, в мессенджере

«Телеграм» https://t.me/OtecKIRILL007.

 Марина Бирюкова

 Газета «Православная вера», № 07 (735), июль 2024 г.