Ее года – ее богатство!
Мария Егоровна Татаринова родом из Новочадово, что в Мордовии. Маму звали Александра Федоровна Блинова, папу – Егор Терентьевич. В семье было двое сыновей, когда в 1928 году родилась девочнка и нарекли ее Марией. Марусей домашние называли.
Было трудное время. Родители работали в колхозе. Отец не учился, талантливый самоучка, счетовод в колхозной конторе, у него был необыкновенно красивый почерк. А мама была неграмотной, к ней ликбезы приходили домой и учили буквам и расписываться. Как вспоминает Мария Егоровна:
- В селе было 150 домов, школа-семилетка, магазин, клуб, библиотека – считалось большое село. Жила семья в своем доме, дом был хороший, с большим залом, где все спали, были сени, чулан. При доме – 30 соток земли, с которых нарывали 6-7 возов картошки. Один воз сдавали государству. Была корова, овцы, коз не было, каждый год держали поросенка. Топили торфом, а вот чтобы торф добыть, привезти и просушить – это огромный тяжелый труд. Маруся и ее мама везли торф из леса, впрягаясь в тележку, до самого дома, за несколько километров.
Маленькая Маруся в меру своих детских сил ежедневно трудилась рядом с мамой, как и все в этой колхозной семье. Отсюда, из детства, истоки ее неиссякаемого трудолюбия, добросовестности и твердого волевого характера. Окончила свою школу в селе, а в 8-10 классы ходила за 7 км, туда и обратно, в любую погоду и всякое время года, в соседнее село. Братьев забрали на войну. Отца в 1945 году не стало.
После школы работала телефонисткой на почте, и из оборудования был 1 телефон и дежурства. Весь оклад уходил каждый месяц на покупку 10-15 кг муки и совсем чуть-чуть – подсолнечного масла. Колхоз продуктов не давал. Зато картошки было вволю. Мама пекла хлеб, одну буханку в день на 5 человек. Однажды весь заранее напеченный хлеб украли соседи, и вся семья весь день была без хлеба.
Мама на станке пряла полотенца, простыни, онучи. Так из года в год. Мария Егоровна - и дитя войны, и труженица тыла.
После Великой Отечественной войны приехал в село старший брат Иван и забрал Марусю с собой. Вначале в районный центр Кистендей, а потом его перевели в г. Пугачев. И Маруся с ним тоже туда переехала.
Началось новое административное деление районов, центром района становился то г. Вольск, то с. Воскресенское. В послевоенные годы Мария Егоровна работала в аппарате районной администрации в отделе ЗАГС, архиве, везде старалась навести порядок в документах, тщательнейшим образом эти документы классифицировала, ездила по району, учила и помогала в селах наводить порядок в малых архивах. Потом работала в школе-интернате по хозчасти.
Семья – дети Александр и Ольга – уважаемые в селе Воскресенское люди.
Подошел возраст ухода на пенсию. Но приходят из Районо и приглашают на работу в буфет, потом уговорили перейти в школу и следом – на работу в буфет райкома КПСС. Здесь впервые за трудовую жизнь Марию Егоровну наградили путевкой в санаторий. Она рассказывает:
- Дали мне путевку. Я съездила и после говорю: «Найдите себе помоложе и покрасивее». Никак не соглашалась остаться. Я пенсионерка, а люди нуждаются в работе. Ну, взяли другую, «красивую». А Егоровна уже и бабушка.
Дома работа всегда есть, даже для пенсионерки. А какие пирожки у Егоровны, а какие кокурки! Рецепты простые, но как вкусно!
А Егоровна уже и прабабушка! А все на ногах, все трудится. Но несколько лет назад появились проблемы со здоровьем, и что самое обидное – с ногами, которые столько лет были безотказны. Но наша Егоровна и после травм не стала лежать и охать, а через боль и слезы заставила себя встать за ходунки. Передвигалась вначале по комнатам в доме, а потом стала выходить с этим подспорьем и во двор. Сыну и дочери на радость! И всем близким и знакомым в дорогой пример!
А как с Егоровной интересно поговорить, посидеть-послушать! Она смотрит TV, многие программы. Она в курсе главных событий в родной России и в мире. Почти все ее сверстницы, подруги ушли из жизни или общаются с Егоровной только по телефону. Но есть родные и есть друзья помоложе. Она задает интересные вопросы. Она видит, правда, уже с очками. Она слышит, правда, иногда просит сказать погромче. У нее такие живые, такие чистые яркие синие глаза!
Всегда с радостью, когда нахожусь в Воскресенском, иду к Егоровне. Знаю, что поговорим – наговоримся, что услышу от нее очередные живописные, присущие только ей, слова, которыми она рассказывает о своем детстве, о молодости, о родителях, о братьях, о замужестве, о своей жизни, о своих работах и встречах с людьми. Сам стиль ее речи, ее реплики и выводы – это просто клад для собеседника, когда Егоровна раскрывается в своих рассказах. Так люблю ее слушать.
А сколько песен советского времени она знает и помнит. И слова, и мелодии! Мы с ней как-то запели вместе, так Егоровне песенник не нужен, она и так все слова в куплетах помнит. Да еще и сама сочиняет строчки стихотворные. И меня перепела, вот так запросто!
А сколько дома хранится грамот и поздравлений Марии Егоровне от всяких работ, организаций, социальных и ветеранских! Даже из Кремля! Она их показывает, перечитывает. Я бы сказала, что удивление и сохраненное ее чувство радости от того, что видит хорошее в жизни – главные черты души Егоровны.
Сегодня 95 лет нашей Марии Егоровне. Какая радость для всех нас! От имени всех, кто ее знает и любит, желаю дорогой нестареющей душой юбилярше здоровья и благоденствия на годы и годы!
Л. ФИЛИППОВА