Чукотка: далекая и близкая

13:41 8 декабря
522
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Не станет песен – исчезнем и мы или Тапочки для королевы. Я любуюсь землею, Слышу звуки прекрасной песни издалека. Откуда они слышны - из селения Имаклик Или с Тыкыгака, что на Аляске? Эти строки много лет назад сочинил великий национальный импровизатор Умка. Но их могли повторить и десятки других эскимосов. Эскимосы всегда отличались особым даром чувствовать слова. Не случайно этот народ выдвинул очень много сочинителей и исполнителей. На Чукотке, к примеру, до сих пор ходят легенды о Нутетеине, Умке, Николае Асыколяне, Якове Тагъеке, других великих эскимосских мастерах. В 2016-м году не стало Маргариты Сергеевны Глухих, внесшей неоценимый вклад в развитие поэтической культуры эскимосов. Почетный житель Чукотки М.С. Глухих родом из древнейшего эскимосского поселения Наукан. Поселок находился в самом Беринговом проливе, восточнее Уэлена, вблизи памятника Семену Дежневу. В давние времена через Наукан шел торговый и культурный обмен между Чукоткой и Аляской. В переводе с науканского «Наукан» означает дерн. Именно дерном укрепляли науканцы свои жилища, выложенные из камня и китовых костей. Расположен Наукан на высоких труднодоступных скалах, на самом острие мыса Дежнева, над проливом Беринга, пролив разделяет два океана – Северный Ледовитый и Тихий, два континента - Евразию и Северную Америку, две страны - Россию и США. Это место, по точному определению чукотского писателя Юрия Рытхэу, где эскимосы Наукана селились на уровне между небом и морем. Крутые неприступные скалы - местоположение Наукана- уберегали науканцев от набегов врага, помогали следить за морем, богатым на морзверя. Места здесь суровые, но красивые: живописный водопад, гроты, служившие охотникам местом отдыха в зимнее время. Маргарита Сергеевна Глухих глубоко впитала культуру местного селения Наукан, приютившегося на береговых скалах. Эта культура в огромном разнообразии народов и культур на Земле совсем не заметна и скромна, но как и всякая культура - уникальна. «Хотите, я расскажу, как возникают неповторимые мелодии, как создается образ? Однажды я наблюдала этот процесс у знаменитого на Чукотке эскимосского танцора Нутетеина. Он приехал в Анадырь из поселка Уэлен. Шутил, смеялся, рассказывал забавные истории - маленький, уже сморщенный годами и жизнью старичок. Его попросили показать танец. Он встал, принял исходное положение, нащупал точку опоры и на наших глазах произошло необыкновенное перевоплащение. И нет уже почти семидесятилетнего Нутетеина, нет ограниченного простора комнаты. Мы увидели морское побережье, услышали шум волн, увидели чайку. Этот танец «Полет чайки против ветра» Нутетеин танцевал всю свою жизнь. Одинокая, уставшая в борьбе птица боролась с ветром. Она экономила силы, ведь до берега еще далеко, надо лететь. И вдруг раздался гортанный крик победы. Он повторился еще и еще раз…» ( из воспоминаний чукотской поэтессы Антонины Кымытваль). Танцы у эскимосов и чукчей, не имевших своей письменности, были своеобразной летописью, они удерживали в памяти народа самые значительные события. Северные танцы были своего рода тренингом перед выходом на охоту, помогали будущему охотнику постичь поведение зверя, охоту на которого изображал конкретный танец. В игровой форме, с детства танцы обучали будущих зверобоев необходимому поведению и движениям, правилам охоты на зверя, учили преодолевать страх перед наиболее опасными для жизни охотника зверями. Учили быть собранным и не растеряться. Через танец передавался опыт охоты от отцов к детям. Люди учились танцам у птиц и животных, искусство танца у северных народов, расселившихся по Арктическому побережью, передавалось от поколения к поколению, из рода в род, от отца и матери - детям. На Чукотке был древний обычай - после удачной охоты от радости, что охота удалась, тут же, на берегу, всем селением танцевать. Все от мала до велика, как себя помним, с детства умели петь и танцевать. Вся повседневная жизнь народа настолько была связана с песнями, танцами, что без них не мыслилась жизнь. И еще об одном удивительном воздействии этих танцев: они выражают такую бурную радость жизни, что просто не могут не вызвать такого же ответного чувства! Сколько неподдельной радости и веселья на лицах танцующих! Какой могучий эмоциональный посыл к зрителю! Сродни только испытанный собственный восторг, который охватывает при виде буйства и удали русской народной пляски молодецкой! Науканским эскимосам были известны и так называемые сидячие танцы, которые исполнялись женщинами в пологе на большом празднике по случаю добычи кита. В Наукане проходили состязания между науканскими и аляскинскими эскимосами. От Наукана до ближайшего эскимосского поселения на мысе принца Уэльского всего 89 километров. Американские аборигены часто приезжали к науканцам. Наряду с традиционным соперничеством в беге, борьбе по поднятию тяжестей был и такой: кто дольше удержится на ногах при подбрасывании вверх на туго натянутой шкуре моржа (название игры - Увыхтак). В давние времена, выслеживая подходящих к Наукану моржей, охотники подбрасывали вверх одного из товарищей». В начале 60-х М.С.Глухих закончила училище культпросветработы и стала работать в Нунямском сельском клубе. У Маргариты Сергеевны все как бы в комплексе: шитье по меху и коже, танцы и песни - навыки, приобретенные на малой родине, в Наукане. Этому ее с детства научила мать. И все это потом пригодилось в культуре. Плюс она прекрасно готовит. М.С.Глухих - знаток и ценитель национальных блюд, она чудесная травница, Кулинар с большой буквы. Не случайно на всех культурно-спортивных праздниках, проводимых на Чукотке (Берингия, Надежда, Корфест, Эргав и др.), по качеству и красоте оформления ее блюда - подлинные шедевры народного искусства. Еще в советские времена возглавляемый ею эскимосский фольклорный ансамбль «Белый парус» побывал в десятках стран: в Чехословакии, Канаде, Японии, Дании, США, у эскимосов Гренландии. С танцевально-песенным ансамблем она везет, как правило, изделия своих рук. И везде мир восхищается и рукоплещет ей. Маргарита Сергеевна - непревзойденный мастер в умении вышивать национальные орнаменты оленьим волосом. Этому искусству она училась у своих прославленных предшественниц: Камеи, Аяя, Киуен. Творчество науканских вышивальщиц не может не волновать. Исторический факт - искусно вышитые орнаментом науканские тапочки КАМЕИ увезла из Москвы как сувенир в 1968 году королева Англии. М.С.Глухих - создатель и бессменный руководитель национального клуба по интересам «Етти» («Здравствуй»). В 2004 году «Етти» отпраздновал свое тридцатилетие. «Етти» - это своеобразная народная академия. Петь, танцевать, шить, вышивать наряду со взрослыми учатся и дети – при «Етти» действует клуб - спутник. Можно сказать, что танцевальный ансамбль «Белый парус» и «Етти» - как бы один организм. Здесь Маргарите Сергеевне удалось объединить в одно целое местную национальную интеллигенцию. В «Етти» проходит постижение и осмысление того, что наложено веками: изучение этики, истории эскимосского народа, его обычаев, культуры, повседневного образа жизни, знания рецептов национальной кухни. Вплоть до приготовления национальных блюд из даров тундры и моря, знание трав, использование их в обычаях и лечении. Члены «ЕТТИ» знают свой род настолько глубоко, что нам, приезжим, остается этому только завидовать и учиться. В. Филиппов