7 апреля – День геолога

12:00 7 апреля
339
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
А камушки напоминают молодость…
Апрель… Я иду по райцентру. По дорогам текут ручьи, а в них виднеются разноцветные камешки. Не поленилась, подняла несколько штук из вешней водицы. Обкатанные уже, долго, значит, «неслись» по водному потоку, к тому же, они из состава насыпи дороги. А в земельном пласте они совсем другие…
В первое воскресенье апреляотмечается День геолога. Как говорится, «было время, был я молод». Вот так и я. После окончания десятилетки уехала в г. Куйбышев и поступила в энергетический техникум на изыскательское отделение. Закончила его с отличием по специальности «Гидрогеология и инженерная геология». С красным дипломом я имела право выбора места работы. Три с половиной года, как и положено при отработке, я трудилась в Куйбышевском научно-исследовательском институте «Гидропроект» в отделе геологии. Я никогда не мечтала об этой профессии, но получилось так, что я познала азы одной из самых древних и важных для человечества отраслей. Ведь благодаря геологам мы можем пользоваться разнообразными природными ресурсами для жизнеобеспечения.
Учась в техникуме, я посчитала, что профессия геолога – одна из самых интересных в области естественных наук. Ведь геологи изучают строение, состав, историю, эволюцию Земли и других планет. Они исследуют горные породы, минералы, подземные воды, литосферу и другие геологические явления.
Первый курс был как-то не особо интересен. Высшая математика, политэкономия, этика, эстетика, геодезия, общая геология. Но в дальнейшем каждый семестр появлялись новые науки, о которых я и не знала никогда. Историческая геология, минералогия, аналитическая химия, геофизика, гидрогеология, инженерная геология, картография, техника бурения. Здесь же преподавалась техника вычисления, фотодело. Теория – это теория. А вот практика – совсем другое, чего не знаешь – здесь все увидишь и сразу узнаешь, поймешь и научишься.
Учебные практики проходят просто, весело. Ты ни за что не отвечаешь, но работу выполняешь. Геодезические приборы я освоила быстро. Рыть шурфы или делать расчистки – это несложно. Но с бурением скважин я немного не понимала. А на производственной практике, когда мы были почти специалисты, я смогла себя научить документировать породы, брать монолиты (парафинировать их, чтобы сохранить естественное состояние).
Недавно по телевизору в новостях говорилось о подтоплении Загорской ГАЭС. А я почти полгода работала на этом объекте. Помню, нас четверых студентов-дипломников направили от Московского НИИ «Гидропроект» в пятую экспедицию г. Руза. А потом на строительство этой электростанции в Сергиево-Посадский район Московской области.
Строительство велось по этапам. Летом и осенью 1978 года мы, молодые специалисты, работали на «рабочих чертежах». Объект был сложный – две плотины: низовая – верховая. Геология Московской области тоже «конфузная». То глина, то суглинок, то торф, то морена, то валуны, то галечник.
Наша задача была в выполнении комплекса буровых работ с применением самоходок и других буровых установок, отбирали пробы грунта и воды для лабораторных исследований.
Девчонки «бурили» на одной из скважин недалеко от моей «самоходки». Телефонов в то время не было. И вынули они из земли сырой массу грунта зеленого цвета. Что это? Пожимают плечами. Через ложбинку ко мне прибегают с образцом. Я растерялась, в недоумении молчу. Потом как закричу: «Асбест!»
В домашних условиях я видела подставку под утюг из асбеста, только серого цвета. От влажности она расслоилась на такие же волокна. А это зеленый, будто мох. Вот такую породу я видела на изысканиях в Московской области. Это, наверное, остатки всемирного оледенения.
Это все фиксирует геолог. Успешно мы закончили практику. Впечатлений осталось много. На Загорской ГАЭС я отметила свое 20-летие. Подарили мне китайский фотоальбом. Но пробы-то оттуда я везла в чемодане для отчета.
На вокзале помочь мне их перенести отважился один молодой человек. Понес и говорит: «Ты камни что ли везешь?» Я спокойно ответила: «Да, а что, нельзя?» Он на меня посмотрел, как на полоумную и «отчалил» в своем направлении. Другие помогли без эмоций.
Многие считают профессию геолога самой романтичной. Но за этой романтикой нередко скрыты тяжелые условия труда. Но бояться не стоит. Люди помогут.
После окончания КЭТ я три года трудилась в НИИ «Гидропроект» в г. Куйбышеве. Коллектив отдела геологии был очень солидный. Я училась навыкам геологического дела у специалистов, которые побывали в командировках и помогали в строительстве ГЭС и других объектов во Вьетнаме, Алжире, Судане. На нашем геологическом обслуживании находились такие объекты, как Чебоксарская и Камская ГЭС, Балаковская АЭС, Магнитогорский кислородно-конвекторный цех, ВАЗ в г. Тольятти. Изыскательские работы велись и в г. Вольске по укреплению сооружений цементных заводов от оползней. Очень интересные люди. Их доброжелательность, стремление помочь в работе давали силу любить эту профессию и наслаждаться жизнью. Я рада, что была среди таких людей, у которых можно поучиться.
Но меня мама позвала домой, на свою малую родину. Сейчас я живу в Воскресенском и делюсь своими воспоминаниями. Жизнь сейчас уже не та, как была в 70-х годах прошлого столетия.
Но хочется тем ребятам, которые стоят на пороге выхода со школьной скамьи в самостоятельную жизнь, посоветовать: пробуйте себя в выборе профессий. Юристов у нас много, экономистов, врачей – тоже, бизнесменов, если это профессия, тоже хватает. Выберите такую профессию, чтобы потом можно было вспомнить об интересных моментах. А вдруг среди камушков ты увидишь тот, что принесет тебе успех? Все может быть. Ведь профессия геолога будет востребована и в будущем. Неизведанных месторождений еще очень много в природе.
А я в свой профессиональный праздник пойду на берег Волги и наберу камушков, уложу их в цветник. Сейчас, спустя 45 лет, остается только это. Но я всех своих сотрудников помню поименно. Все эти годы собираю весной камушки, они напоминают мне мою молодость.
Н. ХОНИНА